ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ ДОМА

26 июня 2024 г.
ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ ДОМА.
ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЕМ ДОМА.

Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности - прием пищи, когда дети играют, когда занимаются на занятиях, гуляют, спят. В процессе экспериментирования с новыми объектами ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию. Но разве наблюдательность не является природным свойством ребенка. Оказывается, что нет, это - то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают у детей память, внимание, логику.

Оборудование и материалы для опытов потребуются самые простые, они есть в любом доме. В ход могут пойти старые пластиковые бутылки, гвозди, булавки, пуговицы, камешки, ненужные цветные журналы из плотной бумаги и прочий «мусор».

Если вы ребенку подскажите или покажите какой-нибудь опыт или сделаете вместе с ним, ему будет очень интересно. Он пока не знает сам, чего хочет и что вообще может быть интересного, поэтому важно, если вы ему подскажите идею.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Например, ванная комната.

Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

• морская соль

• пена для ванны

• хвойный экстракт

• кусочки мыла и т. д.

Мыльные пузыри - из чего их лучше сделать:

• из мыла - из шампуня

• из геля для душа

• из пены для ванны

• опыт «Тонет не тонет»

• мыло - резиновая игрушка

• деревянная игрушка

• металлическая игрушка

Кухня - это место, где процесс приготовления пищи может быть одним из моментов развития любознательности ребёнка.

Например:

Что быстрее раствориться?

Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, и предложите детям растворять в воде различные продукты: - крупы - муку - соль – сахар

Поинтересуйтесь у детей, что стало с продуктами и почему?

Где воды больше?

Поставьте на стол две – три одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Положите губки в воду и пусть ребёнок угадает, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки спросите:

  • У кого больше?
  • Почему?
  • Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь?

Пусть дети сами ответят на все ваши вопросы. Важно только, чтобы вопросы не оставались без ответа, постараться объяснить результат доступным для него языком.

Во время игры, взаимодействие Вас и ребёнка, должно строиться на основе следующих правил:

✓ не скупитесь на добрые слова, они стимулируют интерес;

✓ будьте мудрыми, знающими, непредсказуемыми, ибо всё это - основа творчества;

✓ не сопротивляйтесь, если дети или взрослые захотят вас чему-нибудь научить.

✓ Ведь всего не может знать никто;

✓ не бойтесь творить и ошибаться, т. к. не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Интересные эксперименты можно организовать с растениями.

Растения – очень хороший объект для опытов. Они красивые и спокойные, никуда не убегают и всегда под рукой – в магазине, на улице, на подоконнике.

Фасоль в коробке

Просто и полезно – нужно взять всего-то ненужную коробочку от СD, внутрь положить влажную вату или кусочек фетра. А на вату выложить несколько фасолин – и закрыть крышку. Семена начнут прорастать в мини-инкубаторе очень быстро, и вы сможете детально наблюдать за их развитием через прозрачную крышку.

Как растения пьют воду

С помощью этого простого и веселого эксперимента вы сможете объяснить и показать детям, как растения пьют воду. Опыт не требует особых приспособлений, а его наглядность говорит сама за себя — ребенок запомнит такое надолго, а скорее всего — попросит повторить опыт еще и еще раз! Вам понадобится: - китайская капуста; - пищевой краситель; - банка; - вода.

С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Это прекрасный материал для изготовления поделок, с ним можно проводить эксперименты. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят.

Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Из природного материала можно выкладывать геометрические фигуры, делать различные картины (флористика).

Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

Обычный мир вокруг нас таит столько чудес. Научить ребенка открывать и видеть волшебство в привычных вещах - значит привить ему интерес к познанию и творчеству на всю его жизнь. Делать со своими детьми такие открытия, вместе с ним познавать волшебный мир вокруг - разве не в этом счастье родительской любви?

Поддерживайте и развивайте в ребенке интерес к исследованиям, открытиям

Что нужно делать, чтобы поддержать активность в познавательной деятельности ребенка.

• Поощрять детскую любознательность и всегда находить время для ответов на детское «почему?»

• Предоставлять ребенку условия для действия с разными вещами, предметами, материалами.

• Побуждать ребенка к самостоятельному эксперименту при помощи мотива.

• В целях безопасности существуют некоторые запреты на действия детей, объясняйте, почему этого нельзя делать.

• Поощряйте ребенка за проявленную самостоятельность и способность к исследованию.

• Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

• Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы. Ø Создавайте ситуацию успешности.

Чего нельзя делать?

• Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

• Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может развиваться без участия взрослого.

• Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

• Нельзя запрещать без объяснения.

• Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

• Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

• Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и терпение.

• Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Уважаемые родители, попробуйте дома организовать захватывающие и познавательные игры-опыты с детьми. Уверяем Вас, что эта идея заинтересует как Вас, так и детей. Кроме всего прочего поможет пробудить тягу к познанию.

Игры с магнитами.

  1. Игра «Рыболовы»

К силуэтам рыбок прикрепите скрепки, опустите их в коробку, к каждому магниту привяжите нитку. Суть игры – соревнования заключается в том, чтобы игроки поймали как можно больше рыбок.

  1. Игра «Летающие бабочки». Вырежьте из ткани бабочек и прикрепите к силуэту скрепку. К скрепке привяжите один конец нитки, другой конец нитки закрепите к краю стола или стула. Попробуйте заставить бабочку летать, не касаясь магнитом скрепки.
  1. Игра «Лодочки» Положите поднос с водой на две стопки книг. Из пробки, кнопки, иголочки и цветной бумаги сделайте лодочки и опустите в воду. Под поднос подведите магнит. Проверьте, сможет ли он двигать лодочку, если нет - возьмите магнит посильнее. Предложите поиграть в морской бой или д.
  1. Игра «Магнитные куклы». Вырежьте из журналов картинки с изображением людей и приклейте на картон. Согните нижний край и прикрепите к нему скрепку. Установите таких куколок на коробку. Скотчем прикрепите магнит к карандашу. Поводите магнитом под коробкой и куклы будут двигаться.
  1. Игра «Трубочки» Для этой игры возьмите трубочки для коктейля. На каждую из них наденьте скрепку. Сложите их в кучу. Попробуйте магнитом поднять по одной трубочке, не сдвинув при этом другие.

Успехов вам, уважаемые родители! Экспериментируйте с детьми!

✔Подготовили: воспитатели группы № 13 Стародубцева Елена Викторовна и Космина Олеся Николаевна

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie