СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ ОДНО ИЗ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ
![СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ ОДНО ИЗ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ ОДНО ИЗ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И ДУХОВНОГО ОБОГАЩЕНИЯ СЕМЬИ.](/netcat_files/generated/89/154/358x202/173/3af29319f4dee1990373860fe190eb51.png?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=82726b306b915abeba69089090632590&resize_mode=0&wm_m=0)
![.](/netcat_files/generated/89/157/358x202/173/928/3af29319f4dee1990373860fe190eb51.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=82726b306b915abeba69089090632590&resize_mode=0&wm_m=0)
![.](/netcat_files/generated/89/157/358x202/173/929/3af29319f4dee1990373860fe190eb51.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=82726b306b915abeba69089090632590&resize_mode=0&wm_m=0)
![.](/netcat_files/generated/89/157/358x202/173/930/3af29319f4dee1990373860fe190eb51.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=82726b306b915abeba69089090632590&resize_mode=0&wm_m=0)
![.](/netcat_files/generated/89/157/358x202/173/931/3af29319f4dee1990373860fe190eb51.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=82726b306b915abeba69089090632590&resize_mode=0&wm_m=0)
![.](/netcat_files/generated/89/157/358x202/173/932/3af29319f4dee1990373860fe190eb51.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=82726b306b915abeba69089090632590&resize_mode=0&wm_m=0)
![.](/netcat_files/generated/89/157/358x202/173/933/3af29319f4dee1990373860fe190eb51.jpg?crop=0%3A0%3A0%3A0&hash=82726b306b915abeba69089090632590&resize_mode=0&wm_m=0)
Домашнее чтение – одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Семейное чтение способствует более близким внутрисемейным контактам, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем:
совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;
совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти способствует знакомству ребенка с народными обычаями, традициями, семейными историями и т.д. и т.п.;
после чтения предлагаемых сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;
чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить знание понятий, о которых, как правило, они не слышат ни и детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование.
После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возникает повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разговора с ребенком о прошлом.
Для возрождения утерянных в последние десятилетия традиций семейного чтения, мы, педагоги, предлагаем основные рекомендации:
1. при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес, и на проблему семьи и своего ребенка (например, болезнь члена семьи, появление второго ребенка, семейный разлад);
2. сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а и в специально отведенное для этого время; читайте регулярно, и тогда ребенок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь; и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из вашей семьи «перетечет» в семью ваших повзрослевших детей;
3. читать сказку может сам ребенок или кто-то из взрослых; кто именно но будет определите сами, исходя из понимания смысла этого ритуала: к кому из вас должен потом обращаться ребенок за советом в случае появления житейских затруднений;
4. если у ребенка возникло непонимание, постарайтесь зафиксировав ь это, чтобы на досуге разобраться: что на самом деле озадачило ребенка и каких именно объяснении он от вас ждал; по-видимому, его что-то беспокоит, он нуждается в помощи;
5. порой в вопросах ребенка кроется проблема, поэтому не спешите читать дальше или «сворачивать» разговор; если ребенок «застрял» на чем-то это для него очень важно, поэтому постарайтесь его выслушать и понять.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания, родители, как и педагоги, учат прежде всего своим собственным примером, а потом уж наставлениями.
Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать.
![✔](https://vk.com/emoji/e/e29c94.png)