Самая актуальная проблема нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. Этот чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов, родителей и детей.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
Лес, как большая экологическая система, предоставляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов. Этому способствуют лесные пожары, вырубки загрязнение лесов. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.
Причины этому следующие:
- Недостаток знаний о природе.
- Не сформированность экологического сознания у тетей.
- Отсутствие непосредственного общения с природой ( прогулки в природу)
Основы характера, жизненная позиция ребенка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, заботливое отношение к природе. Задача родителей-воспитать бережное отношение к лесу у детей.
Красота родной природу раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса.
В воспитании у ребенка бережного отношения к лесу нет и не может быть мелочей. Сорванные просто так листья с деревьев, обломанные ветки, растоптанный жук – все это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к плохим последствиям.
Любовь детей к природе начинается с пониманием ее ценностей. Поэтому, прежде всего нужно показать познавательную ценность леса. Благодаря этому со временем и разовьется бережное , ответственное отношение к окружающей среде.
Заинтересовать ребенка родители могут самыми разнообразными способами:
• Беседуйте с детьми о лесе. Объясните детям необходимость бережного отношения к лесу ради блага всего живого на Земле.
• Покажите, что лес - один из источников достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой.
• Приучайте детей не ломать, не портить деревья.
• Систематически объясняйте детям взаимосвязь природы и человека. Учите замечать красоту окружающей природы.
• Чаще организуйте совместные с ребенком прогулки в лес.
Поупражняйте детей в выполнении правил поведения в природе:
• В лесу надо ходить по тропинкам, т.к. можно наступить на насекомых.
• На утоптанной земле дождевым червям трудно делать свои « ходы» и почва не рыхлится, а корни растений задыхаются без воздуха и постепенно отмирают.
• Нельзя разжигать костры, ломать ветки.
• Нельзя в лесу включать громкую музыку т.к. можно спугнуть птицу с гнезда.
• Нельзя разорять гнезда птиц, брать в руки птенцов.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как – мать - и- мачеха, валериана, подорожник и др. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила поведения в лесу.
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя.
Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребенка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.
Очень большое значение имеет чтение вслух книг о лесе, жизни лесных обитателей. Вовлекая ребенка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.
Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на чтение добрых стихов и рассказов о лесе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относится к лесу.
Какими будут наши дети, зависит от нас.
Нужно и важно, чтобы каждый из нас по- настоящему полюбил природу, лесные богатства. Сохранить зелень лесов, солнечный свет и свежий воздух, чистую воду- это значит обеспечить здоровую жизнь наших детей.
Подготовили: воспитатели группы № 7 Костовская Анна Николаевна, Григорьева Яна Борисовна