КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА-АУТИСТА ЕСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО?
Ребенок с ОВЗ – ребенок с особенными возможностями здоровья, или как корректнее говорить, ребенок с особыми потребностями. Его развитие, воспитание и обучение требует специальных условий.
Главная задача воспитания таких детей – создать специальные условия для воспитания и обучения, способствующие максимальному раскрытию личности ребенка и его потенциала. Для этого предлагаем вам ознакомиться с рекомендациями на тему: «Как научить ребенка – аутиста есть самостоятельно?»
Для родителей особенных детей одна из самых главных задач является сформировать навыки самообслуживания и развить элементарные бытовые навыки. Данные умения важны как для общего развития, так и для социальной адаптации ребенка. Но некоторым родителям трудно понять, как надо правильно подступиться к ребенку с аутизмом и научить его принимать пищу.
А некоторые особенности аутистов такие как: избирательность в еде, отсутствие реакций на просьбы взрослых, неконтролируемые истерические реакции, аутоагрессия и т.д.) препятствуют овладению приема пищи.
У ребенка с аутизмом часто присутствуют проблемы, связанные с тем, что он не может понять, когда проголодался или, когда насытился, также в поведении присутствуют определенные стереотипы, такие как: ребенок не ест самостоятельно, а только, если его кормят; либо он не ест за столом, выбирая любое другое место и т.д.). При нарушении данного поведения ребенок может проявлять агрессию или аутоагрессию, плакать, кричать, обижаться, расстраиваться.
Прежде чем приступить к обучению навыка приема еды, нужно провести наблюдение за поведением ребенка, когда он кушает, и предположить, почему он не может самостоятельно питаться.
Выделяют основные препятствия:
Нарушение моторики: данное нарушение связано с поражением ЦНС, дети не могут физически удерживать предметы, зачерпывать пищу, подносить столовые приборы ко рту. В данных случаях необходимы специальные упражнения по развитию моторики координации движений. Также, возможно, использовать вспомогательные средства для поддержания руки ребенка.
Наличие стереотипного поведения: стереотипное поведение заключается в том, что ребенок использует только определенные действия, которые ему нравятся. Это можно наблюдать в монотонных движениях (покачивание вперед и назад, ребенок может трясти руками в определенном направлении, кружатся, прыгают, ходят и т.д.); дети часто монотонно повторяют определенные фразы из фильмов, песен и т.п. При приеме пищи они могут выбрать одно, определенное место и только там кушать.
Нет практического навыка пользования столовыми приборами: детей всегда кормили родители и не давали пользоваться столовыми приборами, поэтому навыка самостоятельного потребления пищи у них нет. Процесс обучения навыку самостоятельно кушать может затянуться на недели, на месяцы и даже годы, поэтому нужно запастись терпением и непоколебимо стоять на своем. Для эффективного результата в обучении приема пищи, нужно, чтобы ребенок был голоден. Если ребенок не хочет есть, то у него отсутствует естественная мотивация для изучения нового навыка. Начинать нужно с того, чтобы ребенок научился держать ложку. Следует подобрать удобную ложку для ребенка – либо алюминиевую легкую, или же тяжелую, чтобы ее масса ощущалась в руке. Все зависит от предпочтения ребенка, какая ему больше нравится, станет понятно по его реакции. Сначала стоит физически помогать ребенку – берём руку ребенка и ей захватываем ложку, далее манипулируем так, чтобы ребенок ел сам. Желательно, чтобы взрослый находился сбоку или позади от ребенка. Не стоит отпускать руку ребенка сразу, это надо делать постепенно, сначала на короткие промежутки времени, а потом на продолжительные. Обучение стоит начинать с использованием твердой пищи (яблоки, печение, в зависимости от аллергических реакций и предпочтений), кусочки такой пищи кладут в ложку и помогают направить ложку ко рту. Твердую пищу легче положить в рот и если ребенок промахнется, то последствия устранить легче, нежели с жидкой пищей. Далее можно перейти к обучению есть картошку, макароны, кашу, салаты, супы. Важным фактором является то, что ребенку следует предлагать ту еду, которую он ест с удовольствием, чтобы навык развивался быстрее. Нам следует не забывать, что ребенок часто может подражать взрослым, поэтому стоит кушать всем вместе, за одним столом, для того, чтобы ребенок перенимал социально адаптивное поведение от окружающих. Обязательно нужно поощрять ребенка за его достижения в обучении, а также следует делать или покупать то, что ребенок любит. Для некоторых родителей особое опасение при обучении вызывают такие факторы как: что-то испортить, запачкать, устроить беспорядок на кухне, в гостиной, испортить скатерть или обои. В таких ситуациях можно придумать несколько вариантов подстраховки: под тарелку подкладывать пластиковую подставку, вместо стула взять табурет, который легче убирать и чистить, а ребенку можно повязать фартук и закатать рукава. Также, во время обучения навыку приема пищи, следует обучать ребенка аккуратности, научить его пользоваться салфеткой.
Эти усилия родителей в дальнейшем принесут свои плоды. Плюсы обучения: 1) ребенок осваивает новый навык; 2) начнет его применять самостоятельно, не прося помощи; 3) у родителей становится больше времени для чего-то другого, а не только для постоянного контроля над ребенком.
Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.
Подготовили: воспитатели группы № 14 Зимовина С.Г., Кательникова А.С.