ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЛИ УРОКИ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕМЬЕ

11 мая 2024 г.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЛИ УРОКИ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕМЬЕ.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЛИ УРОКИ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СЕМЬЕ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей, в которую, безусловно, входит и экономическая культура личности дошкольника, характеризующаяся наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах, таких как бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности.

Финансовое просвещение и финансовая социализация детей дошкольного возраста новое направление в дошкольной педагогике, которое ребенок дошкольник не освоит самостоятельно, но, вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место финансовая грамотность занимает в окружающей его действительности. Чем раньше дети узнай о роли денег, тем раньше у них будут сформированы полезные финансовые привычки: рационально и правильно управлять своими финансами.

Для эффективного решения проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников нужна совместная деятельность педагогов, воспитанников, родителей.

Только совместная деятельность участников экономического воспитания дошкольников эффективно решит проблемы формирования финансовой грамотности. Но это произойдет при условии, если будут использоваться: сюжетно-ролевые, дидактические, сюжетно-дидактические, настольные игры. Особый интерес вызывают игры и развлечения, когда взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи; беседы с целью выявления уровня усвоения детьми, представленного материала; логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.

Организацию образовательного процесса мы рекомендуем строить на ознакомлении детей с азами экономики по направлениям:

 «Потребности»;

 «Обмен и деньги»;

 «Производитель и реклама».

В направлении «Потребности» дети получают знания и представления о том, что человек нуждается в воде, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е. потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. На данном этапе происходит ознакомление детей с экономической категорией «потребность», расширяются представления о множестве потребностей, жизненно важных для людей, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди.

Направление «Обмен и деньги» предусматривает деятельность по ознакомлению детей с понятиями о том, что обмен товарами и услугами — это путь удовлетворения экономических потребностей. Например, одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель, и яблоки. Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

Направление «Производитель и реклама». Взрослые (педагоги и родители) знакомят детей с разными видами ресурсов (природными, капитальными, человеческими), различными способами их применения, о взаимосвязях людей разных профессий, о способах удовлетворения их потребностей.

Обсуждают с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы - лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства. Ознакомление с разными профессиями происходит через дидактические игры, чтение художественной литературы, просмотр презентаций, мультфильмов, отгадывание загадок.

Современные дети живут в рекламе, она их окружает по всюду.

Ознакомление детей с производителями товаров и услуг происходит в «Путешествии» по городу. Дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию. Дети начинают осознавать, что жить без продукции заводов и фабрик человек не может.

Нашей главной задачей является необходимость объяснить ребёнку функцию денег на понятном и доступном ему языке. Попытаться преподнести все способы заработка родителями необходимых денежных средств. Донести до ребенка, что посещать работу, трудиться там необходимо ежедневно, а вознаграждение за ежедневный труд взрослый человек может получить раз либо два раза в месяц. Ребенок должен понять, что то, что так трудно зарабатывается, нельзя потратить за один день. Необходимо спланировать все расходы и разумно распоряжаться полученными средствами.

Вся наша жизнь очень тесно связана с финансовыми терминами. Для того, чтобы мы смогли грамотно преподнести своим детям значение финансово-экономических терминов, предлагаем в игровой форме вспомнить их значение.

Экономические загадки:

Люди ходят на базар: там дешевле весь... (товар).

На товаре быть должна обязательно... (цена).

Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без... (рекламы).

Чуть оплошаешь - так в тот же момент весь рынок захватит твой... (конкурент).

Коль трудился круглый год, будет кругленьким... (доход).

Журчат ручьи, промокли ноги, пришла пора платить... (налоги).

Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой... (вклад).

Приносить доходы стал в банке папин... (капитал):

На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут, набегают в банке... (проценты).

Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы... (ссуду).

Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся... (залог).

И врачу, и акробату выдают за труд... (зарплату).

В банке для всех вас висит прокламация: «деньги в кубышках съедает...» (инфляция).

Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них... (договоры).

Предлагаем также вместе с ребятами посмотреть любимый мультфильм «Трое из Простоквашино». Внимательно прослушать фразу кота Матроскина: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду...» А что значит - экономить? Для закрепления понятия «экономить» мы предлагаем вам игру «Да, нет!». В этой игре мы закрепляем, как можно экономить деньги в семье. Если высказывание правильное пусть дети говорят «да», а, если неправильное, - «нет».

Уходя из дома, не забывайте выключать свет (да);

Чаще обедайте в ресторанах и кафе (нет);

Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете (да);

Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику (нет);

Сходил в магазин, оставь себе сдачу (нет);

Бережно относись к своим вещам (да);

Чаще пользуйтесь услугами такси (нет);

Старайся больше ходить пешком (да);

Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями (нет).

Деньги — это серьезно. Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были.

Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания
в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Мы, педагоги, рекомендуем вам:

  •  Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Возьмите ребенка в банк.
  • Поговорите с детьми о вложении денег.
  • Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
  • Научите детей зарабатывать деньги.
  • Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
  • Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.
  • Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
  • Расскажете детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
  • Будьте для ребенка примером.

Успехов вам в процессе формирования финансовой грамотности и
культуры!


✔ Подготовили: воспитатели группы № 10 Щербина Л.С., Федосеенко Т.Т.

На этой странице

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie