Уважаемые родители! Двадцать первый век. Век открытий. Век нововведений. Век изобретений. Мы и оглянуться не успели, как современные технологии вошли в нашу жизнь и ныне занимают в ней лидирующее место. Двадцать первый век. Век единения человека и машины. В погоне за техническим прогрессом человек перестал задумываться, какой вред его деятельность приносит природе. Экологические проблемы обрели глобальный масштаб. Загрязнение водных объектов, вырубка лесов, загазованность воздуха – список можно продолжать бесконечно. Те природные ресурсы, что казались бесконечными, оказались практически на исходе. Человечество балансирует на тонкой грани между облегчением своей жизни и спасением природы. Если современному обывателю задать вопрос: «Кто виноват в сложившейся ситуации?», он, не задумываясь, ответит: «Человек». И будет отчасти прав. Почему «отчасти»? Безусловно, практически всё население нашей планеты активно пользуется плодами прогресса, но кого точно нельзя винить в данной ситуации – это детей. Современные экологические проблемы возникли задолго до их рождения, а значит, молодому поколению придётся исправлять ошибки взрослых и буквально спасать нашу планету. Естественно, для выполнения этой важной и необходимой миссии подрастающему поколению необходима надлежащая подготовка. С самого детства человеку необходимы новые знания, новая система ценностей, которые, безусловно, нужно создавать и воспитывать. Каждый должен для себя осознать, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества.
С самого раннего возраста детям надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Экологическое образование и воспитание должно охватывать все ступени обучения, оно должно стать приоритетным. Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, чему научится в своем окружении, обязательно отразится на его будущей взрослой жизни. Ребенка необходимо учить любить окружающих людей, родителей, друзей, природу, животных и растения. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. И если малыш подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле. От нас взрослых зависит, будет ли ребенок любить природу, заботиться о ней. Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным начинается именно в семье.
Что же делать родителям? Как научить любить и понимать природу - это интересует каждого. Предлагаю некоторые рекомендации, которые помогут понять Вам, как научить ребёнка любить, беречь окружающий мир:
- выучитесь сами понимать все живое;
- научите малыша любить и уважать все живое и защищать их;
- научите ребенка жалеть живое существо, ему больно, как и тебе;
- воспитывайте в ребенке доброту и человечность. Пусть ваш ребенок знает, что все живое для него – неприкосновенно. Неважно, насекомое это или первые весенние цветы, которые малыш хочет вам подарить;
- учите с раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться оперением птиц, радоваться их пению. Наблюдать за красотой растительного мира, живой и неживой природой;
- дайте первоначальные знания о живых существах. Для этой цели используйте
художественную литературу, рисуйте, рассматривайте иллюстрации с изображением животных, растений, смотрите фильмы про природу, а самое главное непосредственно общайтесь с живыми объектами;
- рассказывайте детям о животных по-разному: весело и озорно, достоверно и поучительно. Беседуйте с малышом о прочитанном;
- учите видеть и понимать состояние другого существа;
- пусть ваш ребенок с вашей помощью получит представления о переживаниях
животных: горе и радости, страхе и боли. Помогите ребенку почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности;
- возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, сквер или парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. Всюду своя жизнь, свое очарование;
- подскажите ребенку, что нельзя брать животных из леса, что они должны жить в своем доме;
- предупредите, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека. Подождите пока ребенок, освоится, «войдет в доверие» к животному;
- помните, что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности, когда ребенок сам ухаживает за ним. Поэтому важно завести дома какое-нибудь животное;
- как можно раньше давайте возможность ребенку участвовать в уходе за животными, растениями;
- не надо требовать от ребенка, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за животными, растениями. Поэтому лучше не ругать малыша за «безответственность», а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животными. Дайте понять ребенку, насколько необходимы его действия животному;
- любите природу сами. Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать
жестоким и безразличным к окружающему миру. Любите природу, и ваш малыш непременно заразится этой прекрасной «болезнью» на всю жизнь;
- не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.
Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому задача родителей состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего возраста ребенок учился жить в гармонии с природой, радоваться жизни и видеть прекрасное во всем.
Подготовили: воспитатели группы № 10 Федосеенко И.Т., Щербина Л.С.